Это цитата сообщения Rost Оригинальное сообщениеО мерах безопасного использования банковских карт. Часть 1.

Недавно на сайте ЦБ РФ нашёл этот изумительный документ, с которым и хочу вас ознакомить. Поверьте мне, соблюдение этих рекомендаций поможет вам снизить возможность потери ваших денег к минимуму. Решил не просто процитировать, но и отдельно прокомментировать каждый пункт.

Общие рекомендации
1. Никогда не сообщайте ПИН третьим лицам, в том числе родственникам, знакомым, сотрудникам кредитной организации, кассирам и лицам, помогающим Вам в использовании банковской карты.
Как показывает практика, сообщать ПИН знакомым людям гораздо опаснее, чем незнакомым. Специалисты службы безопасности любого банка могут часами рассказывать истории про то, как друзья, родственники и знакомые получали деньги по карте, один раз узнав ПИН. Самая банальная история. Ребёнок аккуратно брал у родителя карту из кошелька, снимал немного денег, а потом клал её обратно. И, слава Б-гу, что многие боятся делать покупки по картам. Иначе бы случаи "родственного скимминга" (как это называют в среде банкиров-карточников) были бы ещё больше. Как говорится, не искушайте своих родственников, друзей и знакомых без нужды.

2. ПИН необходимо запомнить или в случае, если это является затруднительным, хранить его отдельно от банковской карты в неявном виде и недоступном для третьих лиц, в том числе родственников, месте.
Слава Б-гу, что метод запоминания ПИНа путём написания его на самой карте, уходит в прошлое. Но многие продолжают хранить ПИН-конверты в кошельках вместе с картами. И очень многие воры-карманники продолжают этому радоваться. Самый лучший способ, для тех, кто не может запомнить ПИН, по моему мнению, следующий. Его надо записать в телефоне. "И что тут необычного?" - скажите вы: "Мы так давно делаем! В заметках пишем: ПИН-код: 0355!". Угу. А потом, когда у вас воруют и кошелёк и телефон, очень радуетесь. Предлагаю записать ПИН-код как обычный телефон. Например, у меня рублёвая карта "Банка Москвы". Создаю в записной книжке имя "Рублёвская Лена (Москва)" и написав заветные "926" пишу 4 цифры ПИНа, а потом любую абракадабру. Если у вас несколько карт одного банка, напишите последние 4 цифры номера карты как последние 4 цифры этого "телефона". Уважаемые мужчины! Если вы найдёте в телефоне жены имя "Мастер Банковский", не факт, что это - ПИН от карты "Мастер-Банка". Это может быть ПИН от любой карты MasterCard.
Домашнее задание: придумайте, как обозначить рублёвые карты банков "Юникредит" и "Юнистрим" так, чтобы их не перепутать.

3. Никогда ни при каких обстоятельствах не передавайте банковскую карту для использования третьим лицам, в том числе родственникам. Если на банковской карте нанесены фамилия и имя физического лица, то только это физическое лицо имеет право использовать банковскую карту.
А вот тут надо сначала рассказать старый анекдот.
Заходит женщина в дорогой бутик. К ней подходит продавец:
- Здравствуйте!!! У нас самый большой выбор товаров от Гуччи и Версаче. Самые эксклюзивные модели! Вы можете выбрать что угодно на свой вкус!
- Вы знаете, я вообще-то зашла только посмотреть... У меня и денег-то с собой нет...
Продавец перебивает её:
- Посмотреть идите на Черкизовский рынок, а у нас только солидные клиенты!!!
Женщина продолжает:
- Но у меня с собой кредитка мужа.
Продавец опять перебивает:
- И снова: ЗДРАВСТВУЙТЕ!!!

Так вот, гнать такого продавца надо. По закону использовать карту может только то лицо, фамилия и имя которого написаны на карте (если они там написаны, конечно). В противном случае кассир может и должен расценивать это как мошенничество. Со всеми вытекающими: конфискация карты, санкции банка против её держателя и т.д. Лучше не рискуйте! Если хотите, чтобы ваша жена могла расплачиваться вашей картой, сделайте ей дополнительную карту и прикрепите к счёту "основной". Практически в любом банке вам это с радостью сделают. Даже для "зарплатной" карты.

4. При получении банковской карты распишитесь на ее оборотной стороне в месте, предназначенном для подписи держателя банковской карты, если это предусмотрено. Это снизит риск использования банковской карты без Вашего согласия в случае ее утраты.
Нет, вы не поняли: сразу, как получили, так и распишитесь. Не нужно ждать непонятно чего. Лучше от этого точно не будет.

5. Будьте внимательны к условиям хранения и использования банковской карты. Не подвергайте банковскую карту механическим, температурным и электромагнитным воздействиям, а также избегайте попадания на нее влаги. Банковскую карту нельзя хранить рядом с мобильным телефоном, бытовой и офисной техникой.
Странно, что не добавили после влаги "и прямых солнечных лучей". Очень верно. Современная чиповая карта - это сложный электронный прибор. Не забывайте про это. Обидно будет если из-за вашей небрежности карта "вдруг" перестанет работать где-то далеко от вашего банка, оставив вас без денег.

6. Телефон кредитной организации — эмитента банковской карты (кредитной организации, выдавшей банковскую карту) указан на оборотной стороне банковской карты. Также необходимо всегда иметь при себе контактные телефоны кредитной организации — эмитента банковской карты и номер банковской карты на других носителях информации: в записной книжке, мобильном телефоне и/или других носителях информации, но не рядом с записью о ПИН.
Вот это - обязательно. Представьте, что вы потеряли карту. И какие варианты? Сначала вам придётся искать телефон, по которому надо позвонить. А потом будете звонить и бекать и мекать на вопрос о её номере. И вам нужно такое счастье? Помните: "Бережённого Б-г бережёт!". А записать номер и телефон с карточки - дело 2 минут. Вот прямо сейчас отвлекитесь от чтения и сделайте это!

7. С целью предотвращения неправомерных действий по снятию всей суммы денежных средств с банковского счета целесообразно установить суточный лимит на сумму операций по банковской карте и одновременно подключить электронную услугу оповещения о проведенных операциях (например, оповещение посредством SMS-сообщений или иным способом).
Очень и очень мудрый совет. Поставьте лимит снятия наличных в пределах "нормальной" суммы, если храните на карте большие суммы денег. Если вам "вдруг" понадобится снять всё, это всегда можно сделать в отделении банка (предъявив паспорт и т.д.). В этом случае вы максимально можете потерять только выбранный вами лимит. Это как носить в кошельке только немного денег, а остальные наличные хранить дома. Но если такой способ «не класть все яйца в одну корзину» используют почти все, то мало кто даже знает о возможности установить лимит снятия наличных в банкомате. А во многих банках есть множество таких лимитов. На сумму покупки, например.

SMS-оповещения - тоже очень удобная вещь. Особенно, если банк эту услугу предоставляет бесплатно.

8. При получении просьбы, в том числе со стороны сотрудника кредитной организации, сообщить персональные данные или информацию о банковской карте (в том числе ПИН) не сообщайте их. Перезвоните в кредитную организацию — эмитент банковской карты (кредитную организацию, выдавшую банковскую карту) и сообщите о данном факте.
Одним словом, ни под каким видом не говорите никому ПИН. Повторяю: никогда и никому не говорите ПИН-код вашей карты. Он нужен только для банкоматов и POS-терминалов. По правилам МПС (Международных Платёжных Систем) ни одна живая душа в мире его знать не должна. Поэтому на просьбу любого человека сообщить ваш ПИН отвечайте, что после этого по правилам МПС вам придётся его убить.

Кроме того, помните, что как правило банку полный номер вашей карты для вашей идентификации обычно не нужен. Обычно хватает первых 6-ти цифр номера (BIN, что это такое, читайте тут) и 4-х последних.

9. Не рекомендуется отвечать на электронные письма, в которых от имени кредитной организации (в том числе кредитной организации — эмитента банковской карты (кредитной организации, выдавшей банковскую карту) предлагается предоставить персональные данные. Не следуйте по «ссылкам», указанным в письмах (включая ссылки на сайт кредитной организации), т.к. они могут вести на сайты-двойники

10. В целях информационного взаимодействия с кредитной организацией — эмитентом банковской карты (кредитной организации, выдавшей банковскую карту) рекомендуется использовать только реквизиты средств связи (мобильных и стационарных телефонов, факсов, интерактивных web-сайтов/порталов, обычной и электронной почты и пр.), которые указаны в документах, полученных непосредственно в кредитной организации — эмитенте банковской карты.
Ещё бы добавил, что не следует отвечать на звонки на мобильный телефон "из банка". Всегда просите дать вам "городской" телефон и добавочный номер или ФИО человека, которому вам звонит. Если вам откажутся это дать, прервите разговор под предлогом, что у вас "аккумулятор садится". На моей памяти мне много раз блокировали карты за "транзакции в опасных регионах". И при этом ни разу не позвонили на сотовый и не сообщали это. С задолженностями по кредиту такая же история.

11. Помните, что в случае раскрытия ПИН, персональных данных, утраты банковской карты существует риск совершения неправомерных действий с денежными средствами на Вашем банковском счете со стороны третьих лиц.
В случае если имеются предположения о раскрытии ПИН, персональных данных, позволяющих совершить неправомерные действия с Вашим банковским счетом, а также если банковская карта была утрачена, необходимо немедленно обратиться в кредитную организацию — эмитент банковской карты (кредитную организацию, выдавшую банковскую карту) и следовать указаниям сотрудника данной кредитной организации. До момента обращения в кредитную организацию — эмитент банковской карты Вы несете риск, связанный с несанкционированным списанием денежных средств с Вашего банковского счета. Как правило, согласно условиям договора с кредитной организацией — эмитентом банковской карты денежные средства, списанные с Вашего банковского счета в результате несанкционированного использования Вашей банковской карты до момента уведомления об этом кредитной организации — эмитента банковской карты, не возмещаются.
Тут ЦБ несколько юлит. Были случаи, когда держателям карты возвращали деньги даже в том случаи, когда транзакции проходили с вводом ПИНа. Но подумайте, нужны ли вам это трудное счастье: суды, адвокаты и т.д. Поэтому лучше перестраховаться.

Настоятельно рекомендую держателям карт тех банков, которые позволяют менять ПИН в банкомате (например, Райффайзен, Авангард), делать это (менять ПИН) каждые полгода. Просто так. На всякий случай. А то у Сбера в своё время мода была: после окончания срока действия карты выдавать новую карту, не меняя ПИН. Кроме как "головотяпство" у меня других слов нет, чтобы это охарактеризовать.

Кроме того, помните, что просто "позвонить и сказать, чтобы карту заблокировали" - мало. Настоятельно рекомендую послать в банк email или факс с копией заявлением о блокировке карты с вашей подписью. Позвонить в банк, проверить, что получили, зарегистрировали. И записать номер, под которым это сделали. А лучше придти туда лично. Так, на всякий случай.

LI 5.09.15


URL записи