Это цитата сообщения Daniel_S Оригинальное сообщение
Eurosport.ru объясняет, почему в McLaren только в декабре – рекордно поздно для элитной конюшни - решили официально сделать ставку на тандем Фернандо Алонсо – Дженсон Баттон.
В болельщицкой среде руководство второй по популярности команды «Формулы-1» абсолютно напрасно ассоциируется с одним и совершенно конкретным лицом. В реальности же у компании McLaren Group, важнейшей составной частью которой является одноименный гоночный коллектив, сразу три хозяина. 50% ее акций принадлежат бахрейнскому концерну с экзотическим названием Mumtalakat, 25% - влиятельному бизнесмену Мансуру Ойеху и, наконец, еще 25% патриарху британской конюшни Рону Деннису.
К отсутствию единоначалия McLaren при этом не привыкать – его руководство существовало в трех лицах и 10, и 20 лет назад, когда на месте Mumtalakat был Mercedes, впоследствии покинувший проект и продавший свою долю. Однако в 1990-е и начале нынешнего века все споры удавалось решить мирным путем – учитывая авторитет Денниса, которому его партнеры отдавали на откуп гоночную команду, разногласия вообще возникали крайне редко. Положение вещей осталось примерно прежним, когда на смену переключившемуся в 2009-м на руководство исключительно McLaren Group Рону пришел Мартин Уитмарш, его давний компаньон. Откровенно говоря, вести конструктивный диалог с интеллигентным и общительным Уитмаршем другим акционерам было даже легче, чем с его надменным предшественником.
Но после катастрофического для британской конюшни сезона-2013 все поменялось. Взбешенный провалом Деннис даже не вытолкнул, а вышвырнул своего теперь уже бывшего друга из кресла начальника команды и позвал в Уокинг Эрика Булье. Другим акционерам это решение категорически не понравилось, причем больше всего Ойеха и руководство Mumtalakat возмутил не столько сам факт отставки, сколько выбранный способ. Собираясь уволить Уитмарша, властный Рон организовал все так стремительно, что его деловые партнеры узнали важные новости от третьих лиц. А узнав, мгновенно потеряли к некогда уважаемому функционеру доверие.
Эскалация конфликта вышла на новый уровень ранней осенью. Узнав, что теперь деспотичный Деннис собирается расстаться еще и с Баттоном, Ойех и Mumtalakat немедленно встали на стражу собственных интересов и жестко дали понять: больше манипулировать собой они не дадут. В конце концов, это ведь в их руках находится основная часть акций. Не любящему возражения Рону было особо нечего сказать в ответ, но и уступать он не собирался, поэтому вопрос насчет пары гонщиков надолго повис в воздухе.
Грамотно расставить акценты тут, правда, было сложно и так – без привязки к чисто политической борьбе за власть на верхних ступеньках иерархической лестницы. Выбирая между опытным Баттоном и совсем молодым Магнуссеном с их не просто разными, но и во многом взаимоисключающими плюсами, руководство McLaren фактически рассматривало два альтернативных пути развития. Дженсон, гонщик высокого уровня, несомненно, мог бы принести британской конюшне больше пользы прямо сейчас. Кевин, в свою очередь, был олицетворением перспективы, пусть даже его дебютный сезон в Уокинге мало кого впечатлил. Однако в том и загвоздка, что характерные для датчанина недостатки – откровенно приземленный гоночный интеллект и неважная техника пилотажа – редко исправляются только за один год. Его теперь уже отчасти бывший напарник, кстати, служит здесь отличным примером. На заре карьеры будущий чемпион мира-2009 никем не воспринимался как гонщик-профессор и совершил немало таких ошибок, после которых на пит-лейн принято краснеть. Чего стоит хотя бы памятный вылет англичанина в 2000 году в Монце. Но уже в 2002-м Баттон, поставленный в очень сложную ситуацию в Renault, возмужал и за следующие 12 лет совершил в «Формуле-1» даже меньше грубых ошибок, нежели за два первых года.
Магнуссен теоретически тоже мог бы впоследствии стать образцом хладнокровия, но для этого ему, помимо упорства и работы над собой, нужно было обязательно остаться в команде. И обязательно - в статусе боевого пилота, ведь на редких тестах просто невозможно точно воспроизвести напряжение борьбы колесо в колесо, которая постоянно заставляла теряться датчанина. Деннис это прекрасно понимал и сделал все, чтобы отстоять своего протеже. На стыке ноября и декабря босс британской конюшни дважды ездил в Данию, чтобы заручиться поддержкой спонсоров – ради Кевина, но еще и с прицелом на выкуп контрольного пакета акций McLaren. Однако в ответ хитрый Рон получил отказ: и всемирно известная фирма Lego, и другие компании не стали выступать даже в роли меценатов гоночного таланта Магнуссена. Ну а уж попытки ушлого функционера выманить у них многие десятки миллионов долларов, нужные для приобретения недостающих 26 % акций, вообще вызвали у потенциальных спонсоров шок. После этого поражение Кевина было фактически узаконено. Силясь оттянуть неприятную для себя развязку, Деннис взял недельную паузу, но дальше откладывать капитуляцию было уже нельзя. Требующиеся ему огромные деньги он бы не нашел и за год, а вот риск окончательно потерять уважение и солидность в глазах деловых партнеров стал просто колоссальным.
Но даже в этой ситуации амбициозный и ненавидящий проигрывать функционер постарался сохранить лицо и, сделав выбор в пользу Баттона, тут же дал понять, что все решил сам – без какого-либо постороннего вмешательства. Ойеха и концерн Mumtalakat, которые заставили его поменять точку зрения, самолюбивый Рон по понятным причинам предпочел не упоминать, но вряд ли многих ввел в заблуждение. В действительности же почти все указывает на то, что потерявшими к нему доверие компаньонами Деннису дан последний шанс, и если безвыигрышная серия распространится и на 2015 год, именно ему, столько лет председательствовавшему в Уокинге, придется покинуть команду. А заодно – и продать ее акции. Три разных хозяина – это все же очень много и плохо для McLaren.
А вот пара Алонсо – Баттон - это для McLaren однозначно хорошо, причем не только с точки зрения класса пилотов, но и в плане баланса. Приятельские и в высшей степени уважительные отношения связывают испанца с англичанином уже почти полтора десятка лет, и в борьбе за место в команде отнюдь не последним козырем для Дженсона стала именно поддержка Фернандо. В ситуации, когда оба они отлично знают сильные профессиональные стороны друг друга, неприятный сюрприз практически исключен, и если не произойдет ничего экстраординарного, его и не будет. В этом плане Алонсо надежно застрахован от повторения истории с Хэмилтоном, которого он до декабря 2006-го на трассе и в обычной жизни видел всего несколько раз и, соответственно, не мог предметно оценить. Ни как конкурента, ни как личность.
Еще одним стабилизирующим фактором должен стать универсализм Баттона, который чуть ли не единственным из элитных гонщиков готов выступать на максимуме в самых разных форматах. В 2009-м, будучи первой скрипкой в Brawn, он завоевал чемпионский титул, но ничуть не менее ярко проявил себя в следующие три года в McLaren, куда приглашался как пилот, страхующий и подстегивающий Хэмилтона. В аналогичном амплуа Дженсон начнет и новый сезон и наверняка справится, даже если компенсировать читающееся преимущество Фернандо в чистой скорости ему на сей раз будет сложнее. В отличие от борьбы с Льюисом, перевеса в технике пилотажа и умении предугадывать развитие событий на трассе у Баттона теперь нет – оружием в руках англичанина может стать лишь лучшее знание обстановки в команде.
Впрочем, даже если чемпион мира-2009 не преуспеет и на этом фронте, он совершенно точно не опустит руки и устоит перед соблазном выключиться из борьбы. В сравнении с ленивым и необязательным Кими Райкконеном, который на протяжении карьеры неоднократно просто до неприличия снижал требования к себе, Дженсон значительно сильнее как командный игрок. И стандарт качества работы у него тоже заметно выше, а вот амплитуда между плохими и хорошими гонками – намного меньше. Так что если в 2015-м Алонсо будет стабильно впереди – а это, в общем, запланированная ситуация – интересы McLaren все равно не пострадают, ведь Баттон окажется рядом. Хоть и позади.